Производство: Япония
Жанр: мистерия, фантастика, драма
Тип: ТВ (23 эп.), 25 мин.
Режиссёр: Мурасэ Сюко
Сценарий: Сато Дай
«Ergo Proxy» – сериал сложный, спорный и неоднозначный. Можно называть его «нео-кибер-панком», или «психологическим роуд-муви», или «футуристической притчей с философским уклоном и стрельбой»... Много всего намешано, местами слишком много.
«Забить» на подтекст и просто смотреть, ограничиться тем, что есть в голове, или нырнуть в бездну незнакомой информации – дело каждого. Но кроме сюжета и героев, в «Ergo Proxy», как и в каждом постмодернистском произведении, содержится некоторое количество намёков, цитат и ссылок на культурные, философские и прочие явления.
(Использована информация http://ergoproxysum.russelldjones.ru)
Краткое содержание:
В мире, где люди и роботы живут вместе, есть купольный город под названием «Ромудо» - находящийся под абсолютным контролем рай, в котором нет необходимости в такой вещи, как «чувства». Но этот утопический пейзаж вскоре будет нарушен серией таинственных убийств. Рил Мэйер, женщине-следователю из Управления Гражданской Информации, поручено расследовать причины этих убийств. Проникая глубже в суть дела, она вскоре увязает в тайне «Пробуждения», которое изменит её жизнь и жизни всех, кто живёт в «Ромудо»... навсегда.
Есть у «Эрго Прокси» одна неприятная, можно сказать, возмутительная и отвратительная особенность – уж слишком нарочито этот сериал прикидывается киберпанком. Антураж, атмосфера, андроиды, заражённые вирусом-душой… Разумеется, нацепив такую маску, «Эрго Прокси» автоматически попадает под сравнение с образцами жанра – и немедленно проигрывает тому же «Призраку в доспехе». После чего поспешно изображает апокалипсическую безысходность экологических проблем, какое-то время радостно скачет между пародией и постмодерном, отдаёт должное мистическим битвам богов в лучших традициях «Горца» («остаться должен только один» – кто тут последний в очереди на бессмертие?) и не забывает о научно-фантастическом утопизме. Под куполом цирка, простите, города-убежища найдётся место всем, остальные – в сад, то есть, наружу, искать себя на безжизненных холодных пустошах, чем-то напоминающих Исландию времён Landnбmabуk’а и упрямых викингов на вездесущих кораблях… Главное – следовать за кроликом. Кролик по-японски – «Усаги». Кто сказал: «Нео»? Ну, если Нео – тогда уж и Тринити, и революция, и жёсткая перезагрузка.
«Эрго Прокси» являет собой одновременно и отраду, и проклятие для рецензента. Конечно, обилие визуальных, вербальных и прочих цитат оставляет позади даже предыдущие проекты Дая Сато (в которых этот небезызвестный сочинитель всласть порезвился на просторах мировой и массовой культуры), а уж трактовать сериал можно через карты Таро или, например, гносеологию, почему нет, материал позволяет. Но в том-то и дело, что маска, сколько её ни анализируй, лишь намекает на то, что под ней. Правда у каждого своя, и ценность ответа не в результате, а в попытках этот ответ найти.
Читатели рецензии, как правило, нуждаются в ответе на животрепещущий вопрос: «Стоит ли тратиться, смотреть, занимать место на жёстком диске?» Вопрос следует ставить иначе: стоит ли загружать в мозг аниме, где серии зовутся «медитациями», и каждая вторая претендует быть «актом просветления» или, по крайней мере, старательно ставит всё с ног на голову, забираясь в голову героям, зрителям и автору-творцу?
А «Эрго Прокси» не просто грузит – он делает это нагло, издевательски-высокомерно и с удовольствием заставляет зрителя почувствовать себя необразованным отсталым насекомым. Начиная с эпиграфа – стихов скульптора, который у нас известен как художник. Далее упоминаются явно не японские фамилии, близкие разве что аспирантам и кандидатам с философского факультета. Паскаль, Декарт, Руссо и Беркли – кто больше? Откуси с другой стороны гриба и запрыгивай в голову… нет, не Джону Малковичу, но тоже артисту. Временами всплывает Матрица, но это ложная надежда, только-только настроишься на стрельбу и погони – перестают стрелять и бегать, по крайней мере, регулярно, а когда жизнь вновь принимается бурлить – уже не до того…
Этот сериал требует внимания и работы мысли, он совсем не для расслабления и способен доставить удовольствия в основном тем, кто знает толк в книгах, где нет ни картинок, ни разговоров. Впрочем, иллюстрации в «Эрго Прокси» хороши, графика вполне на уровне, но без излишеств. Мрачная гамма обусловлена местом действия, но яркие краски тоже встречаются. Что касается диалогов, то герои общаются связно и понятно – кроме тех моментов, когда они начинают обсуждать нечто, находящееся за гранью очевидного и невероятного.
(использована информация wwwworld-art.ru)